Внезапно кассовый разрыв 🙀  

По ощущениям деньги есть, а вернее будут несколько позже, но платить нужно сейчас. Тушить такой пожар приходилось, пожалуй, каждому предпринимателю. Куда бежать, что делать, а главное – где взять деньги, чтобы закрыть финансовую брешь? В этой статье разберемся с причинами кассовых разрывов, способами выхода из них и инструментами, которые помогут их предотвратить. 

Не стоит путать кассовый разрыв с нехваткой средств из-за того, что бизнес несет убытки. Но и отчаиваться раньше времени тоже не нужно. Что делать если приближается дата обязательного платежа по расходам, а денег на счете нет?  

Искать выход из кассовых разрывов и принимать экстренные меры. 

  • Во-первых, попробовать договориться либо об отсрочке платежа с арендодателем или поставщиком, либо попросить аванс у заказчика. На этот вариант стоит рассчитывать только как на разовую исключительную меру. Не стоит полагаться на то, что вам постоянно будут идти на уступки. 
  • Во-вторых, проанализировать расходы и отказаться на какое-то время от необязательных трат. Корпоратив, тимблиднг или новые стулья в офис могут и подождать. 
  • В-третьих, можно воспользоваться овердрафтом, кредитом или одолжить деньги у знакомых. Но здесь нужно понимать, что будущие расходы увеличатся на проценты по долгу.

Что может привести к кассовым разрывам? 

Механизм возникновения кассового разрыва заключается в расхождении во времени обязательных расходов и планируемых доходов.  Как такое может произойти: 

 

  1. Ошибки в планировании денежного потока. Если бизнес построен таким образом, что в компании ведутся десятки проектов, ежемесячно заключаются новые договоры, для клиентов предусмотрены разные варианты оплаты, в том числе авансовые, частичные в несколько платежей или с отсрочкой, то запомнить от кого, когда и сколько денег поступит практически невозможно. В целом по итогам месяца доходы превышают расходы, но к дате обязательных выплат по расходам денег на счету может не быть.
  2. Падение выручки. Явление нередкое и может происходить по разным причинам. Например, ушел крупный клиент, сотрудничество с которым покрывало значительную часть расходов, а новых не успели найти. Или из-за перебоев в логистике пришлось выплатить неустойку или снизить цену на товар/услугу, а недополученная прибыль как раз образовала ту самую финансовую брешь.  
  3. Непредвиденные расходы. В эту категорию входят расходы, которые не были запланированы в начале месяца. Сюда можно отнести форс-мажоры, от которых никто не застрахован. Например, авария на складе, из-за которой придется утилизировать сырье и закупить новое. 
  4. Ошибки в прогнозе покупательского спроса. Без расширения рынка, поиска новых клиентов, расширения линейки товаров и услуг бизнес не может развиваться. Но покупательский спрос — вещь капризная. Без тщательного изучения того, что нужно потребителю, часть денег может быть «заморожена» в товаре, который оказался не так востребован, как предполагалось. 
  5. Дебиторская задолженность. Эта та сумма, которую должны вам за проданные в рассрочку товары или оказанные с постоплатой услуги. Если таких договоренностей слишком много, или клиенты регулярно задерживают платежи, то кассовый разрыв не заставит себя ждать. 
  6. Сезонность бизнеса. Кассовый разрыв, причем продолжительный, возникает тогда, когда основной доход возможен не в течении всего года, а только в определенный сезон. Но при этом постоянные расходы, такие как аренда и зарплата сотрудников, остаются круглогодичными.

Тушить пожар кассового разрыва неприятно, сложно, это добавляет рисков и неустойчивости в и без того непростой экономической ситуации. И лучше принимать меры заранее, чтобы не допустить подобных проблем в будущем.

Какие меры нужно принять для покрытия кассового разрыва?

  1. Фиксировать даты доходов и расходов. Понимание фактических поступлений и трат, подтвержденное цифрами отчета, помогает проанализировать ситуацию и вовремя принять необходимые решения. 
  2. Планировать поступления и траты. Составленный на несколько месяцев вперед план расходов и доходов — это помощь в выявлении кассового разрыва для дальнейшей возможности разработать меры по его предотвращению. 
  3. Формировать «подушку безопасности». Ежемесячно отчислять определенный процент от прибыли в резервный фонд. Считается, что идеале его размер должен быть таким, чтобы бизнес мог оплачивать обязательные расходы без поступления доходов на протяжении 5-6 месяцев. 
  4. Оптимизировать график платежей. Еще на этапе заключения договоров как с поставщиками, так и клиентами, рассматривать такие сроки и даты, чтобы поступления денежных средств происходили раньше, чем обязательные расходы. 
  5. Автоматизировать ведение отчетов. Готовое решение от Corplan собирает все необходимые для анализа данные в одном месте. Это модель с уже готовыми формулами, статьями и удобными для восприятия визуальными решениями.

Вы можете использовать уже имеющиеся статьи анализа доходов и расходов организации или добавить свои. Необходимо только ввести собственные данные, а система автоматически определит предстоящий кассовый разрыв, выведет отчет по прибылям и убыткам, сформирует отчет о движении денежных средств. 

Есть возможность автоматической загрузки факта из сторонних систем, например, из 1С.Бухгалтерии. Система также позволяет сравнить запланированные доходы и расходы с фактическими. Это дает возможность для более глубокого и всестороннего анализа применяемой в компании бизнес-модели.  

Оставить заявку

Выберите интересующее вас направление

Платформа

Corplan logo

Франшиза