План-факт анализ: что это и для чего
В любом бизнесе нужно регулярно оценивать результаты своей работы: так получится увидеть, совпадают ли ваши цели с реальными итогами. Если между ожидаемым и реальным есть отклонения, необходимо что-то поменять — возможно, двигаться в другом направлении.
План-факт анализ — это сравнение плана с реальным результатом. Именно благодаря ему и выявляются отклонения.
За один раз анализируют не все данные о компании — рассматривают какой-то конкретный аспект. Это могут быть статьи бюджета, прибыль и выручка, проекты или отдельные продукты.
Для чего нужен план-факт анализ?
Бывает так, что компания внедряет бюджетирование, но с план-фактом не работает. Тогда бюджет просто остаётся без внимания. В итоге никто не может ответить на вопросы, какие отделы работали хорошо, а какие провисали, почему предприятие не достигло целей (или, напротив, превзошло их).
Благодаря план-факт анализу руководство может:
- обновить бюджет по реальным данным;
- построить более точный план, если в первый раз недооценило риски или, например, специалисты ввели неверную формулу;
- обнаружить, какой отдел недоработал;
- укрепить бизнес и выбрать вектор его развития.
Что нужно для проведения анализа?
Всё просто: чтобы провести план-факт анализ, необходимо иметь на руках таблицу с нужными показателями. Поэтому, если вы ещё не создали в компании систему учёта, имеет смысл начать именно с неё.
Если система учёта имеется, достаточно выбрать нужные показатели. Обращайте внимание на самые значимые аспекты, которые напрямую влияют на будущее компании. К таким относятся клиенты, каналы продаж, конкретные продукты, доходы и расходы.
После этого важно определиться, какие отклонения существенны. Как правило. существенность разнится от бизнеса к бизнесу — компания сама определяет для себя эту шкалу. Отклонения считают в процентах и нередко разделяют так:
- 1-5% — незначительные отклонения. Они, безусловно, стоят внимания, но немедленной реакции не требуют — есть время поразмыслить и решить, что с ними делать;
- 5-10% — умеренные отклонения. Если они появляются, нужно непременно выяснить, почему это произошло, и уменьшить последствия расхождений для компании;
- 10-20% — значительные отклонения. В случае их возникновения имеет смысл переработать стратегию;
- 20% и больше — критические отклонения. Если вы их обнаружили, надо составить план действий, чтобы выявить ошибки, исправить их, а после — сделать всё, чтобы избежать подобного в будущем.
План-факт анализ незаменим в бизнесе. С его помощью можно сделать планирование более точным, обнаружить узкие места в бизнес-модели и, что самое главное, выбрать более верный курс развития предприятия. Если проводить такой анализ регулярно, бизнес не только удержится на плаву, но и быстро вырастет.
Оставить заявку
Выберите интересующее вас направление
Платформа
Стать партнером