В любом бизнесе нужно регулярно оценивать результаты своей работы: так получится увидеть, совпадают ли ваши цели с реальными итогами. Если между ожидаемым и реальным есть отклонения, необходимо что-то поменять — возможно, двигаться в другом направлении. 

План-факт анализ — это сравнение плана с реальным результатом. Именно благодаря ему и выявляются отклонения.

За один раз анализируют не все данные о компании — рассматривают какой-то конкретный аспект. Это могут быть статьи бюджета, прибыль и выручка, проекты или отдельные продукты.

Для чего нужен план-факт анализ?

Бывает так, что компания внедряет бюджетирование, но с план-фактом не работает. Тогда бюджет просто остаётся без внимания. В итоге никто не может ответить на вопросы, какие отделы работали хорошо, а какие провисали, почему предприятие не достигло целей (или, напротив, превзошло их). 

Благодаря план-факт анализу руководство может:

  • обновить бюджет по реальным данным;
  • построить более точный план, если в первый раз недооценило риски или, например, специалисты ввели неверную формулу;
  • обнаружить, какой отдел недоработал;
  • укрепить бизнес и выбрать вектор его развития.

Что нужно для проведения анализа?

Всё просто: чтобы провести план-факт анализ, необходимо иметь на руках таблицу с нужными показателями. Поэтому, если вы ещё не создали в компании систему учёта, имеет смысл начать именно с неё.

Если система учёта имеется, достаточно выбрать нужные показатели. Обращайте внимание на самые значимые аспекты, которые напрямую влияют на будущее компании. К таким относятся клиенты, каналы продаж, конкретные продукты, доходы и расходы. 

После этого важно определиться, какие отклонения существенны. Как правило. существенность разнится от бизнеса к бизнесу — компания сама определяет для себя эту шкалу. Отклонения считают в процентах и нередко разделяют так:

  • 1-5% — незначительные отклонения. Они, безусловно, стоят внимания, но немедленной реакции не требуют — есть время поразмыслить и решить, что с ними делать;
  • 5-10% — умеренные отклонения. Если они появляются, нужно непременно выяснить, почему это произошло, и уменьшить последствия расхождений для компании;
  • 10-20% — значительные отклонения. В случае их возникновения имеет смысл переработать стратегию;
  • 20% и больше — критические отклонения. Если вы их обнаружили, надо составить план действий, чтобы выявить ошибки, исправить их, а после — сделать всё, чтобы избежать подобного в будущем.

План-факт анализ незаменим в бизнесе. С его помощью можно сделать планирование более точным, обнаружить узкие места в бизнес-модели и, что самое главное, выбрать более верный курс развития предприятия. Если проводить такой анализ регулярно, бизнес не только удержится на плаву, но и быстро вырастет.  

Оставить заявку

Выберите интересующее вас направление

Платформа

Corplan logo

Стать партнером