Управленческий отчёт о прибылях и убытках, который ещё называют PnL — один из ключевых отчётных документов для любого бизнеса. Он демонстрирует финансовый результат компании за определённый период, то есть помогает увидеть объем бизнеса: сколько предприятие потратило и сколько смогло заработать.

В этом материале расскажем, какие показатели содержит полный отчёт о прибылях и убытках и как его составить.

Что показывает ОПиУ?

Отчёт PnL необходим, чтобы увидеть рычаги управления прибылью в бизнесе. Например, если вы замечаете, что расходуете больше средств, чем планировали, но не видите, куда ушли деньги, этот документ поможет определить, на что именно они потрачены — после будет легко пересмотреть расходы. 

С его помощью вы увидите:

  • какие расходы в компании преобладают;
  • сколько всего предприятие заработало;
  • какую рентабельность имеет бизнес (и каждое его направление);
  • в скором ли времени дело достигнет точки безубыточности;
  • достаточно ли прибыли, чтобы можно было отложить на развитие компании.

Что включает в себя отчёт?

Чтобы составить отчёт о прибылях и убытках, не нужно прилагать серьёзные усилия — достаточно правильно заполнить все разделы. 

Во-первых, нужно указать выручку по каждому направлению и по разным точкам продаж, если их у вас несколько. Если бизнес предусматривает возвраты, они тоже должны быть внесены в категорию выручки. Это очень удобно: так вы увидите, от каких товаров покупатели отказываются чаще всего, и сможете это изменить.

Во-вторых, нужно ввести в отчёт расходы. Они бывают нескольких видов:

ВИД РАСХОДОВС ЧЕМ РАСХОДЫ СВЯЗАНЫПРИМЕР 
Прямые переменныеПроизводство товаровТраты на материалы
Прямые постоянныеПроизводство и реализация (но не меняются в зависимости от количества)Зарплата продавцов на точках сбыта товаров
ОбщепроизводственныеРабота компании в целомАренда производственного помещения
АдминистративныеОбслуживание предприятияЗарплата административных сотрудников
КоммерческиеПродажа и продвижение товаровРеклама в социальных сетях и не только

В-третьих, обязательно вписать в форму отчёта PnL доходы и расходы ниже операционной прибыли. Этот раздел необходим, чтобы было легче вычислить чистую прибыль.

Что сюда вписывать? Налог на прибыль, амортизацию, пересчёт разницы курса валюты, а также все прочие расходы, которые нельзя отнести к перечисленным выше категориям.

ОПиУ в управленческом учёте существенно облегчит работу с бюджетом, а также поможет увидеть чистую прибыль и решить, как грамотно ей распорядиться. Составить этот отчёт не сложно — для этого требуются внимательность и понимание финансовой модели компании в целом.

Выстроить главную методологию работы с ОПиУ — значит сделать первый шаг к управлению прибыльностью бизнеса в целом, ведь это один из двух главных документов, составляющих базовую управленческую отчётность.

Оставить заявку

Выберите интересующее вас направление

Платформа

Corplan logo

Стать партнером