Что такое отчёт о прибылях и убытках и для чего он нужен
Управленческий отчёт о прибылях и убытках, который ещё называют PnL — один из ключевых отчётных документов для любого бизнеса. Он демонстрирует финансовый результат компании за определённый период, то есть помогает увидеть объем бизнеса: сколько предприятие потратило и сколько смогло заработать.
В этом материале расскажем, какие показатели содержит полный отчёт о прибылях и убытках и как его составить.
Что показывает ОПиУ?
Отчёт PnL необходим, чтобы увидеть рычаги управления прибылью в бизнесе. Например, если вы замечаете, что расходуете больше средств, чем планировали, но не видите, куда ушли деньги, этот документ поможет определить, на что именно они потрачены — после будет легко пересмотреть расходы.
С его помощью вы увидите:
- какие расходы в компании преобладают;
- сколько всего предприятие заработало;
- какую рентабельность имеет бизнес (и каждое его направление);
- в скором ли времени дело достигнет точки безубыточности;
- достаточно ли прибыли, чтобы можно было отложить на развитие компании.
Что включает в себя отчёт?
Чтобы составить отчёт о прибылях и убытках, не нужно прилагать серьёзные усилия — достаточно правильно заполнить все разделы.
Во-первых, нужно указать выручку по каждому направлению и по разным точкам продаж, если их у вас несколько. Если бизнес предусматривает возвраты, они тоже должны быть внесены в категорию выручки. Это очень удобно: так вы увидите, от каких товаров покупатели отказываются чаще всего, и сможете это изменить.
Во-вторых, нужно ввести в отчёт расходы. Они бывают нескольких видов:
ВИД РАСХОДОВ | С ЧЕМ РАСХОДЫ СВЯЗАНЫ | ПРИМЕР |
Прямые переменные | Производство товаров | Траты на материалы |
Прямые постоянные | Производство и реализация (но не меняются в зависимости от количества) | Зарплата продавцов на точках сбыта товаров |
Общепроизводственные | Работа компании в целом | Аренда производственного помещения |
Административные | Обслуживание предприятия | Зарплата административных сотрудников |
Коммерческие | Продажа и продвижение товаров | Реклама в социальных сетях и не только |
В-третьих, обязательно вписать в форму отчёта PnL доходы и расходы ниже операционной прибыли. Этот раздел необходим, чтобы было легче вычислить чистую прибыль.
Что сюда вписывать? Налог на прибыль, амортизацию, пересчёт разницы курса валюты, а также все прочие расходы, которые нельзя отнести к перечисленным выше категориям.
ОПиУ в управленческом учёте существенно облегчит работу с бюджетом, а также поможет увидеть чистую прибыль и решить, как грамотно ей распорядиться. Составить этот отчёт не сложно — для этого требуются внимательность и понимание финансовой модели компании в целом.
Выстроить главную методологию работы с ОПиУ — значит сделать первый шаг к управлению прибыльностью бизнеса в целом, ведь это один из двух главных документов, составляющих базовую управленческую отчётность.
Оставить заявку
Выберите интересующее вас направление
Платформа
Стать партнером